Страница обновлена 17.07.2024

МДОУ "Детский сад № 170" города Ярославля

Страница обновлена 17.07.2024
МДОУ "Детский сад № 170" города Ярославля

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

С 1 января 2014 введен ФГОС ДО.

Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе требований обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

В 2023 году приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования). В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе со ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Документы по ФГОС разного уровня образования размещены на сайте Минпросвещения России  https://docs.edu.gov.ru/#activity=26

 Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.  В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:

     Основные принципы стандарта:

1.    Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

2.     Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

3.     Уважение личности ребёнка

4.      Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

     Основные принципы ДО:

1.      Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития

2.      Индивидуализация дошкольного образования

3.      Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

4.      Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5.      Сотрудничество  Организации  с семьёй

6.       Приобщение детей к социокультурным нормамтрадициям семьи, общества и государства

7.       Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

8.       Соответствие условий, требований, методов возрастуи особенностям развития детей (возрастная адекватность)

9.        Учёт этнокультурной ситуации развития детей

     Цели стандарта:

·           Повышение социального статуса ДО

·           Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

·           Обеспечение государственных гарантий уровняи качества образования на основе единства обязательных требований

·           Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

     Задачи Стандарта:

1.   Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

2.   Обеспечение равных возможностей  для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических  и других особенностей (в том числе ОВЗ)

3.   Обеспечение преемственности ФОП  ДО и НОО

4.   Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие  способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

5.    Объединение обучения и воспитания  в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

6.     Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

7.      Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

8.       Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

9.       Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

     Содержание Программы охватывает следующие определенные образовательные области 

(направления развития и образования детей)

·                  Социально-коммуникативное развитие

·                  Познавательное развитие

·                  Речевое развитие

·                  Художественно-эстетическое развитие

·                  Физическое развитие

Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
  • эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими, владеет простейшими навыками самообслуживания;
  • стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
  • знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
  • появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
  • эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения ДО

Ребенок:

1.              Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности… способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

2.              Обладает  установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты

3.              Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

4.              Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности

5.              У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

6.              Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

7.              Ребёнок проявляет любознательность:  задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,   склонен наблюдать, экспериментировать,   обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, знаком с произведениями детской литературы,   обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.,   способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение дошкольных образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

   План-график введения ФГОС в МДОУ детский сад № 170