Страница обновлена 06.03.2019

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

     План-график введения ФГОС в МДОУ детский сад № 170

     С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

     Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

     Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.

      Уровень образования - завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.

Уровень дошкольного образования – особенный:

1) необязательность уровня дошкольного образования в РФ

2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.

     Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.

     Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» вступил в силу с 1 января 2014 года.

Документы по ФГОС разного уровня образования размещены на сайте Минпросвещения России  https://docs.edu.gov.ru/#activity=26

      Из Приказа Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

·                  от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении
в действие федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

·                  от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3.      Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года

     Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

     Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.

     Структура документа (ФГОС ДО):

1. Общие положения

2.  Требования к структуре ООП ДО

3.  Требования к условиям реализации ООП ДО: к психолого-педагогическим условиям, к развивающей предметно-пространственной среде, к кадровым условиям, к материально-техническим условиям, к финансовым условия

4.   Требования к результатам освоения ООП ДО

   Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.  В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:

     Основные принципы стандарта:

1.    Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

2.     Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

3.     Уважение личности ребёнка

4.      Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

     Основные принципы ДО:

1.      Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития

2.       Индивидуализация дошкольного образования

3.       Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

4.       Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5.       Сотрудничество  Организации  с семьёй

6.        Приобщение детей к социокультурным нормамтрадициям семьи, общества и государства

7.        Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

8.        Соответствие условий, требований, методов возрастуи особенностям развития детей (возрастная адекватность)

9.         Учёт этнокультурной ситуации развития детей

     Цели стандарта:

·           Повышение социального статуса ДО

·            Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

·            Обеспечение государственных гарантий уровняи качества образования на основе единства обязательных требований

·            Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

     Задачи Стандарта:

1.   Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

2.   Обеспечение равных возможностей  для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических  и других особенностей (в том числе ОВЗ)

3.   Обеспечение преемственности ООП  ДО и НОО

4.   Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие  способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

5.    Объединение обучения и воспитания  в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

6.     Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

7.      Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

8.       Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

9.       Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

     Содержание Программы должно охватывать следующие определенные образовательные области 

(направления развития и образования детей)

·                  Социально-коммуникативное развитие

·                  Познавательное развитие

·                  Речевое развитие

·                  Художественно-эстетическое развитие

·                  Физическое развитие

Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей.

Целевые ориентиры на этапе завершения ДО

Ребенок:

1.              Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности… способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

2.              Обладает  установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты

3.              Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

4.              Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности

5.              У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

6.              Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

7.              Ребёнок проявляет любознательность:  задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,   склонен наблюдать, экспериментировать,   обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, знаком с произведениями детской литературы,   обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.,   способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение дошкольных образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.